Композитор: Александр Пантыкин.

Постановка: Свердловский академический театр музыкальной комедии, Екатеринбург, 2005.

Награды: Премия «Браво»; Константин Рубинский также номинирован на премию «Музыкальное сердце театра» как лучший автор текстов к российскому мюзиклу.



Сюжет спектакля «Храни меня, любимая» не имеет ни литературной, ни реальной исторической основы и представляет собой историю-притчу, рожденную фантазией создателей.

В одном из окраинных районов Москвы живет семья — мать и четверо сыновей. Молодые ребята, одаренные и влюбленные в свое дело музыканты, играют в танцевальном кружке местного Дома культуры. Там судьба связывает их с другими персонажами этой истории: с руководителем кружка Виктором, бывшим артистом балета с непростой биографией и «изломанной» личной жизнью; его женой Эльвирой, актрисой с большими «претензиями»; со сверстником  братьев Гошей,  подловатым, бесталанным, но «идеологически подкованным».

Узнаваемую и трогательную атмосферу довоенной жизни разрушает Война, и герои спектакля волей судьбы оказываются в одном взводе ополчения, которым командует Виктор.

Война в спектакле решена условно — скорее, через призму исторической памяти зрителя, который знает и понимает о ней больше, чем сами герои спектакля. Новобранцы — беззаботные мальчики с гитарой, трубой, скрипкой и гармошкой — примеряют форму, собирают на поляне землянику, знакомятся с симпатичной медсестрой Людмилой, влюбляются, шалят, подшучивают друг над другом…

Первым из братьев гибнет трубач Данька, даже не успевая понять, что произошло. Его смерть, неожиданная и нелепая, приходит в гротесковом образе фашистов, словно списанных с карикатур Кукрыниксов. Троим братьям, оставшимся в живых,  осознать реальность войны до конца не дано  — они гибнут один за другим, оставив в наследство двум мальчишкам-сиротам, прибившимся к их взводу, свои инструменты, любовь к музыке и веру в то, что она, музыка — спасение от любой войны. Вопреки романтической уверенности, героев военной истории не сохранит ни Музыка, ни даже любовь Матери, ждущей сыновей в теплом уюте отчего Дома, недоступного никаким разрушениям. Смерть героев  решена  как символическое возвращение в «довоенный рай», где они вновь попадают в объятия мамы и навсегда оказываются  все вместе за одним столом.

И никто из четверых братьев так и не узнает правды о своем рождении: письмо, в котором Мать признается, что все они — приемные дети, придет слишком поздно…

Погибнут не только братья-музыканты. Погибнут и Виктор с Эльвирой, которые смогут оценить свои чувства друг к другу  только в самые страшные минуты. Не вернутся ни Людмила, встретившая на земляничной поляне войны и тут же потерявшая навсегда свою первую любовь, ни Гоша, сломленный и растоптанный сознанием собственной трусости и грузом вины за смерть Алеши. Грянет марш Победы, и в раздвинувшихся дверях военного вагона замершим в ожидании девушкам  откроется страшная пустота… Но когда, казалось бы, погаснет последний лучик надежды, из вагонной темноты к зрителям шагнут двое мальчишек — со скрипкой и гитарой… И Мать примет их в свои объятия, чтобы увести в осиротевший дом, где на столе всегда ждет горячий чайник и пирог с земляникой.

Основное время действия — военные годы — обрамлено сценами «сегодняшними»: два пожилых музыканта зарабатывают на жизнь, играя для прохожих на улице, учат музыке бесшабашных мальчишек и отмечают юбилей Великой Победы. В конце спектакля «круг замыкается»: эти старики и есть те самые «сыны полка», связавшие прошлое с настоящим, но об этом зритель догадывается далеко не сразу…

«Мы создавали этот спектакль через 60 лет после войны, понимая, что все главное о ней уже сказано. И все сказанное — в ассоциациях или ощущениях — мы постарались бережно сохранить. Но мы понимали и то, что сегодня обязаны найти новые слова, создать новые образы, чтобы спектакль «заговорил» с нашим зрителем на понятном ему языке.

В нашей музыкальной притче Война пахнет не порохом, а земляникой, солдаты похожи на беспечных мальчишек и идут в атаку с гитарой наперевес, а во сне видят маму и шепчут, улыбаясь: «Храни нас, любимая»…

Эта история о вечной жизни и короткой смерти,
о любви и ненависти,
о земляничном пироге и осколках гранаты на земляничной поляне,
об озорной юности четырёх братьев-музыкантов и чуть грустной мудрости их любящей приёмной мамы,
о степе по-советски и клоунаде по-фашистски,
о самой первой и самой последней любви,
о том, что с войны не вернулись даже те, кто вернулись,
о прошлом, которое незаметно становится настоящим,
о трусах, которых война презирает и которыми брезгует,
и о жертвенных храбрецах, которых она обожает и с радостью убивает,
о мальчиках-сынах полка с потерянным военным детством и о современных брошенных «кукушатах», нашедших верное пристанище в музыке,
о квартете, который стал на войне трио, дуэтом, соло и, наконец, превратился снова в квартет — но не на этой земле, навсегда обретя бессмертие в нашей памяти».


    Авторы

    Константин Рубинский выражает особую благодарность Елене Обыденновой (Свердловский академический театр музыкальной комедии) за предоставленные авторские аннотации к спектаклям.